Актуальные проблемные вопросы в области совершенствования эксплуатации и оснащения подразделений ФПС новой пожарной техникой

 

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Главами администраций субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимаются меры по улучшению обстановки с пожарами в стране, совершенствованию деятельности органов власти и организаций в области обеспечения пожарной безопасности.

В результате совместной проведенной работы за последние годы удалось несколько стабилизировать обстановку с пожарами на территории Российской Федерации и достигнуть некоторое улучшение основных показателей в профилактике и борьбе с пожарами.

Эффективное использование технических средств и новых технологий является одним из основных факторов, влияющих на снижение людских и материальных потерь при пожарах, успешного их тушения и проведение спасательных работ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что уровень защищенности населения от пожаров на территории Российской Федерации остается неудовлетворительным.

Учитывая важность выполнения задач по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, остается актуальной проблема обеспечения боеготовности подразделений ФПС, их оснащения современными средствами пожаротушения.

Следует отметить, что наряду с имеющимися успехами по техническому перевооружению пожарных подразделений, в настоящее время обеспеченность подразделений ФПС свидетельствует об ограниченных возможностях Службы выполнять возложенные на нее функции по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

Проблема обеспеченности пожарной техникой подразделений пожарной охраны России сложилась в середине 90-х годов по причине практического отсутствия выделения финансовых средств из Государственного бюджета, в результате чего увеличилось количество подлежащей списанию пожарной техники, что привело к увеличению сроков эксплуатации парка пожарных автомобилей сверх положенного. К 2002 году сложилась ситуация, что около 45,6% основных и специальных пожарных автомобилей подлежало списанию.

Увеличение количества денежных средств выделяемых из федерального бюджета МЧС России в период с 2002-2007 гг. привело к сокращению количества пожарной техники подлежащей списанию на 6%, что позволило несколько стабилизировать ситуацию с обеспеченностью оперативных подразделений ФПС.

По сравнению с 2002 годом в 2,5 раза увеличены объемы закупок специальной пожарной техники для спасения людей из высотных зданий (пожарных автолестниц и коленчатых подъемников). В 2009 году планируется закупить более 400 единиц пожарных автоцистерн различных типов.

Принятые меры в целом позволили повысить техническую оснащенность подразделений ФПС по основным видам пожарно-технической продукции в среднем на 2,5%, однако не позволили восполнить существующий некомплект с учетом потребности в списании выработавшей свой ресурс и не подлежащей восстановлению пожарной техники. Так, около 45% находящихся пожарных автоцистерн, являющихся основным техническим средством пожарной охраны, обеспечивающим ведение боевых действий по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработали установленный ресурс, морально устарели и подлежат замене.

На протяжении последних лет снабжение материально-техническими ресурсами органов управления и подразделений ФПС не позволяет кардинально решить проблему качественного укомплектования подразделений ФПС современной пожарно-спасательной техникой.

Так, несмотря на проведенные ранее закупки, обеспеченность подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России основными видами пожарной техники и пожарно-технического вооружения, согласно имеющейся штатной положенности (из них с превышением срока службы и подлежит списанию), в настоящее время составляет:

  • основные пожарные автомобили — 86,2% (подлежит списанию 47,1%);
  • специальные пожарные автомобили — 71,0% (подлежит списанию 37,7%);
  • оперативно-служебный и специализированный транспорт — 73,2% (подлежит списанию 32,6%);
  • средства индивидуальной защиты органов дыхания пожарных -82,3% (33,0%).

Проводимые Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны (ДПСС) МЧС России совместно с Научно-техническим управлением (НТУ) МЧС России опытно-конструкторские работы (ОКР) по разработке новых видов пожарной техники учитывают практическую необходимость разработки и поставки в подразделения ФПС новых видов пожарно-технической продукции в соответствии с Концепциями развития газодымозащитной службы и производства пожарных автомобилей в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 31.12.2002 № 624, а также Концепцией развития типажа пожарных автомобилей для оснащения подразделений пожарно-спасательной службы МЧС России 2006-2010 гг.

Опытные образцы новых видов пожарной техники и оборудования, разработанные в 2005-2007 гг. в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201 прошли государственные приемочные испытания, были рекомендованы предприятиям-производителям к постановке на серийное производство.

За период с 1992 по 2007 гг. предприятиями-изготовителями Российской Федерации созданы около 150 новых моделей основных и специальных пожарных автомобилей. Совершенствуются технические характеристики современных моделей пожарных автомобилей. При их производстве применяются новые материалы и технологии. Пожарные автомобили стали комплектоваться насосами нового поколения.

Все это свидетельствует о развитии отрасли пожарного машиностроения. Вместе с тем выпуск пожарных автомобилей на различных заводах потребовал упорядочения номенклатуры и типоразмеров выпускаемой техники. Для решения этой задачи разработаны типажи пожарной техники. В настоящее время утвержден типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг., в котором учтены современные тенденции развития пожарных автомобилей и потребности подразделений ФПС в конкретных моделях спасательной техники, оборудования и пожарно-технического вооружения для нужд подразделений ФПС.

В результате выполнения опытно-конструкторских работ изготовленные образцы пожарно-технической продукции были поставлены территориальным органам управления ФПС на вооружение.

Результатом проведения опытно-конструкторских работ по разработке и созданию новых современных типов пожарных автомобилей, индивидуальных средств защиты личного состава, средств подачи огнетушащих веществ в значительной степени повлияло на совершенствование технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы разработаны и приняты на вооружение новые модели пожарно-спасательных судов типа "Морж" (класс М) и "Мангуст" (класс О), успешно эксплуатируются пожарные катера речного регистра типа КС-110-39.

В свою очередь необходимо отметить, что увеличение финансирования на проведение опытно-конструкторских работ по созданию новых видов пожарной техники и вооружения в рамках Единого тематического плана МЧС России в период с 2002 года позволило разработать целый ряд отечественной пожарно-спасательной техники, оборудования и пожарно-технического вооружения для нужд подразделений ФПС.

Дальнейшее развитие получают пожарные автомобили легкого класса, в т.ч. автомобиль первой помощи, автомобиль порошкового тушения и др., а также автоцистерны тяжелого класса с емкостью цистерны более 10 м3, пожарные автомобили для условий эксплуатации в северных регионах страны, пожарно-спасательные и др. модели.

Для оснащения ФПС современной техникой и новыми технологиями в последние годы Министерством проведены опытно-конструкторские работы по созданию пожарно-спасательного автомобиля контейнерного типа, пожарного автомобиля газодымозащитной службы, пожарной прицепной мотопомпы производительностью 1600 л/мин, комплекта оборудования по обслуживанию и ремонту пожарных рукавов, противопожарного робототехнического комплекса легкого класса для работы в условиях высокого уровня теплового воздействия и радиации, пожарного насоса нормального давления с подачей 20 л/с, пожарных напорных рукавов специального исполнения, пожарного автомобиля дымоудаления, автомобиля диагностики пожарной техники, специальной пожарной экспертно-криминалистической лаборатории, пожарного автомобиля быстрого реагирования насосно-рукавного типа, автомобиля быстрого реагирования для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности с использованием мобильного противопожарного робототехнического комплекса легкого класса и многофункционального робототехнического комплекса пожаротушения среднего класса.

Для оперативного проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях будут закуплены пожарно-спасательные автомобили (ПСА) "Бобр" на базе снегоболотоходного плавающего гусеничного вездехода.

Для поддержания у личного состава Федеральной противопожарной службы МЧС России необходимых навыков работы в непригодной для дыхания среде будут закуплены передвижные учебно-тренировочные комплексы "Грот" и "Лава".

Разработаны пожарный автомобиль отогрева пожарной техники, бронированная пожарная автоцистерна тяжелого класса, водопленочный сетчатый экран для защиты пожарных, спасателей и техники от теплового излучения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся пожарами.

В настоящее время продолжаются ОКРы по созданию многоцелевого пожарно-спасательного автомобиля с установкой пожаротушения температурно-активированной водой, установки тушения пожаров высокократной пеной.

Работы по созданию, внедрению и сопровождению робототехнических средств определены "Программой создания и внедрения робототехнических средств для решения задач МЧС России", утвержденной приказом МЧС России от 18.06.97 № 343. В соответствии с изменениями и дополнениями к Программе, приведенными в приказе МЧС России от 4.12.2003 г. № 719 уточнены сроки, этапы и механизмы реализации Программы, скорректированы основные направления научно-технического обеспечения ее развития.

Следует отметить, что при создании новых видов отечественной продукции, зарубежный, и в первую очередь, европейский рынок пожарной техники неизменно вызывает повышенный интерес специалистов, поскольку является концептуальным — именно на нем многие ожидают увидеть новые инновационные решения в создании пожарно-технической продукции, а в некоторых случаях — революционные прорывы в технологии пожаротушения. Круг фирм из Европы, работающих на российском рынке, достаточно ограничен: это Магирус, Метц и Циглер из Германии, Бронто из Финляндии, Розенбауэр из Австрии, Сидес и Камива из Франции. В настоящее время в подразделениях ФПС успешно эксплуатируются импортные пожарные автолестницы и коленчатые подъемники. Данная техника позволяет эффективно тушить пожары в зданиях повышенной этажности, на крупных промышленных предприятиях, а также используется для спасения людей с верхних этажей зданий.

В подразделениях ГПС содержится за счет федерального бюджета 41 импортная пожарная автолестница в основном производства фирмы "Ивеко Магирус" (Германия) и 56 импортных пожарных автоподъемников в основном производства фирмы "Бронто-Скайлифт" (Финляндия), из них более 50% отслужили установленные сроки эксплуатации и подлежат списанию.

Кроме указанной техники в подразделениях ФПС состоят на вооружении 40 импортных воздушных компрессоров производства фирмы "Бауэр" и пожарных переносных мотопомп типа HONDA-50 и HONDA-80.

В подразделениях ГПС применяются импортные картриджи с поверхностно-активными веществами (ПАВ) "PYROCOM". За счет хорошей проникающей способности ПАВ значительно снижается расход воды по сравнению с обычными стволами, а также сокращается время тушения. В настоящее время аналогичная отечественная продукция разработана и находится в стадии сертификации.

К сожалению отечественная продукция часто уступает импортным аналогам. Анализ причин и условий тушения пожаров свидетельствует о том, что имеющаяся на вооружении подразделений ГПС техника еще не в полной мере соответствует существующим требованиям и не всегда эффективна. Есть претензии у практических работников к качеству и надежности новых образцов пожарных автомобилей. Проводимый ежегодно анализ статистической информации об отказах пожарных автомобилей подтверждает мнение специалистов пожарной охраны о том, что качество и надёжность пожарной техники находится на недостаточном уровне. По-прежнему имеются нарекания к продукции, выпускаемой предприятиями, являющимися признанными лидерами в выпуске основных и специальных пожарных автомобилей. Предлагаю руководителям заводов создавать пожарную технику на основе передовых технологий, опыта зарубежных фирм, современной компоновки надстройки, эргономического дизайна, применение стойких коррозионных металлов и т.д.

Полагаю, что современная отечественная пожарно-техническая продукция не должна уступать мировым образцам, и думаю, что достижение этой цели по силам российской промышленности.

 

 М. Верзилин

 

 Источник: Интернет-портал по безопасности